Зоотерапия и собака

Животные служат человеку, приручаются человеком, и приносят людям огромную пользу. Ещё в Древнем Египте и Древней Греции было замечено положительное влияние на здоровье человека кошек и собак. А Гиппократ был одним из первых, кто заявил о чрезвычайной пользе общения с лошадьми и верховой езды. Во многих культурах кошка считалась священным животным в том числе и благодаря своему положительному влиянию на здоровье человека.

Несмотря на то, что большая польза животных была известна с глубокой древности, научные исследования в этой области начались сравнительно недавно.

Само понятие зоотерапия (пет-терапия, анималотерапия) появилось не так давно.

Детский психиатр из Нью-Йорка Борис Левинсон очень серьёзно подошёл к исследованием в области зоотерапии и стал автором многих книг о влиянии животных на детей и взрослых. На эти исследования его натолкнуло наблюдение за тем, как детишки-пациенты положительно реагировали на собаку доктора. Они переставали плакать, становились намного контактнее, меньше боялись врача. Одна из книг Левинсона «Детская психотерапия с использованием домашних животных» ценна своими гипотезами и исследованиями в этой области.

Вот какие интересные и важные факты выяснены специалистами по зоотерапии:

• Количество обращений к врачу пожилых людей, у которых есть собаки, на 21% меньше, чем у тех, у кого их нет (University Of California, США);
  • Наличие в доме домашних любимцев на 3% снижает риск смерти после инфаркта миокарда (Purdue University, США);
  • У владельцев домашних животных артериальное давление заметно ниже, чем у тех, у кого их нет (Baker Medical Research Institute, Австралия);
  • У детей, которые в течение первых 3-х лет жизни контактируют с собаками, экзема встречается вдвое реже, чем в среднем в популяции (Marshfield Clinic, США);
  • Аллергия, которой страдают около 15% англичан, на 30% реже встречается у владельцев кошек (Japan’s Himeji Medical Association, Япония);
  • У детей, которые контактировали с двумя или более собаками/кошками в течение первого года жизни, риск возникновения аллергических реакций снижается на 66-77% (Medical College Of Georgia, США);
  • Уровень серотонина (природного антидепрессанта) в организме повышается вдвое после того, как человек погладит собаку (University Of Missouri, США);

До недавнего времени считалось, что аллергию у детей чаще всего вызывают кошки и собаки. В качестве аллергена ученые называли шерсть, позже стали больше «винить» слюну домашних животных. Новейшие исследования ученых дали следующие результаты: обследуя большую группу детей, было обнаружено, что 77% детишек, у которых дома есть собака или кошка, не только не страдают аллергией, а, наоборот, устойчивы к воздействию аллергенов, и меньше болеют в целом. Этот феномен, по мнению учёных, можно объяснить тем, что животные приносят в дом тот минимум чужеродных веществ, которые тренируют иммунитет (в «стерильной» среде он бездействует). А тренированная иммунная система, с одной стороны, более активна, а с другой – «разборчива»: без надобности она антитела не вырабатывает.

На основании проведенных исследований (у 130 детей брали слюну на анализ для изучения иммуноглобулина) ученые установили, что у ребят, которые имеют контакт с животными, иммунитет значительно сильнее, нежели у тех детишек, которые не имеют возможности общения с животными.

В 1792 году в Англии, в заведении для душевнобольных, впервые появились домашние животные. Их присутствие положительно сказывалось на состоянии больных. В Австралии учёные провели серию важных исследований, с помощью которых им удалось документально доказать, как сильно улучшается физическое и психологическое самочувствие людей, которые заводят домашних питомцев: собаку, кошку, рыбок, птиц, грызуна. Помимо всего прочего, было доказано, что общение с животными компенсирует задержку умственного развития у детишек.

Собаки успешно помогают в лечении аутизма у детей. От общения с собаками у таких детишек значительно снижается уход в себя.

Положительно воздействуют собаки на пожилых пациентов. Замечено, что благодаря общению с собакой, у пожилых людей снижается рассеянность и депрессия. Когда человек гладит собаку, у него улучшаются все физические показатели: дыхание, сердцебиение, давление — всё приходит в норму.

Также хозяевам собак не страшна гиподинамия. Ежедневные прогулки с собакой снижают риск инфаркта и других сердечных заболеваний.

Интересный случай излечения произошёл в Англии, когда молодой девушке с болезнью Паркинсона подарили собаку (породы вест-хайленд).

Девушке становилось всё хуже, несмотря на то, что она была на нескольких серьёзных медицинских препаратах. После появления собаки состояние девушки настолько улучшилось, что врачи недоумевали и разводили руками. Девушка даже уменьшила количество лекарств, без которых она не могла жить. Об этом уникальном случае излечения тяжелой болезни в журнале неврологии была опубликована статья врачами Имперского колледжа Лондона.

Врачи констатировали тот факт, что состояние пациентки стабилизировалось и улучшилось, её аппетит и сон стали значительно лучше.

Было отмечено даже обратное развитие симптомов болезни. Возможно, это случилось потому, что пациентка вынуждена была чаще бывать на воздухе, выгуливая собаку. Но факт остаётся фактом.

Некоторые врачи полагают, что уход за собакой и ответственность за живое существо способствуют выделению в кровь дофамина, который, в свою очередь, повышает двигательную активность и уменьшает заторможенность.

Автор: Анна Садовая Источник: http://www.fauna66.ru/news/news-150.html&p=7

28.12.2015